Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать
В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.
Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.
Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».
Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
Правильно реагируйте на рисунок. Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется
Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.
- Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
- Создайте дома «творческий уголок», где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
- Не выкидывайте при ребенке его рисунки. Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.
Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.
С чего начать знакомство ребенка с искусством?
Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет.
Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования.
Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета
Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра
К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.
Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».
В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов.
Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.
Рекомендации психологов и педагогов
Проведенные исследования подтверждают, что дети, которые много занимались рисованием, быстрее и легче осваивают письмо. Во время этих занятий развивается мелкая моторика, поэтому рисование — это обязательный этап, который должен предшествовать письму.
Обратите внимание! Кроме этого, педагоги утверждают, что детям, занимающимся рисованием, легче дается пространственное мышление и геометрия. Среди психологов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками», потому что во время художественного процесса у них активно развивается мозг и улучшается память
Рисование развивает чувство красоты в детях. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, потому что это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией
Среди психологов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками», потому что во время художественного процесса у них активно развивается мозг и улучшается память. Рисование развивает чувство красоты в детях. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, потому что это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией.
Дидактические игры по ИЗО в старшей группе
На занятиях со старшими дошкольниками стоит уделить внимание эмоциональной стороне изобразительного искусства, формированию представления о жанрах живописи, развивать навык построения композиции
Изобрази портрет
Для игры нарисуйте 4-5 портретов, изображающих человеческие эмоции: радость, страх, удивление, печаль, злость. Разрежьте изображения на 3 части: лоб и глаза, нос, рот и подбородок. Продемонстрируйте для наглядности несколько известных живописных портретов. Объясните, что это за жанр. Предложите участвующим стать художниками, создать из частей лица портреты с разными эмоциями.
Составь пейзаж
Разложите на столе карточки, изображающие разнообразные объекты окружающего мира. Попросите выбрать те, из которых можно составить пейзаж.
Собери натюрморт
Вырежьте картинки фруктов, овощей, ягод, цветов, грибов, ваз, корзинок, кувшинов. Попросите детей составить красивый натюрморт.
Весело или грустно
Как и дидактическая игра «Художник», это занятие учит соотносить настроение с палитрой.
В качестве изобразительного материала используйте реалистичные иллюстрации из книг, репродукции известных картин. Показывайте изображение воспитанникам, просите определить, какое настроение оно передает, почему. Дети должны объяснить, что веселье отображают яркие, сочные, светлые тона, а грусть – тусклые, темные, глухие.
Море
Игра учит строить художественную композицию, развивает логическое мышление.
Подготовьте картину пустого моря с фоном в виде водорослей и песчаного дна. Отдельно изобразите подводных обитателей: рыб, улиток, ракушек, дельфина, кита, морского конька и прочих. Объясните участникам, что морские жители спрятались. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Ребенок, правильно угадавший живое существо, прикрепляет его картинку к подводному пейзажу.
Что получится?
Положите перед игроками бумажный лист и карандаши. Дети рисуют по очереди. Один проводит линию, отдает лист другому участнику. Тот продолжает рисунок второй линией, передает эстафету. И так до тех пор, пока рисунок не будет готов. В конце все смотрят, что же получилось.
Чего не бывает?
Предложите детсадовцам игру для развития воображения. Пусть нарисуют то, чего не существует. Каждый участник демонстрирует свое творение, объясняет, что изобразил. Остальные обсуждают, действительно ли такого объекта нет в мире.
Материал для занятий
Начинать занятия можно уже с полутора лет. Приобретите несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Купить их можно в книжных магазинах и художественных лавках музеев. Замечательным вариантом будет набор репродукций тех картин, которые в последствие малыш сможет увидеть в музее вашего города. Представляете его неописуемый восторг?! Он разглядывал маленькую открыточку, теребя ее в руках, а теперь вот она, такая огромная … висит на стене.
Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников. Сейчас выпускается много детских книг, посвященных живописи. Их вы сможете рассматривать и черпать нужную информацию, сделав занятия с ребенком информационно насыщенными и увлекательными.
Некоторые техники живописи
Масляная живопись - в этой технике используют масляные краски, которая наносится мазками. Используются многообразные оттенки за счет смешения красок. Для создания масляных красок сухие пигменты замешиваются на масле семян льна, грецких орехов или, например, мака.
Темпера — при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.
Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).
Гуашь — часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами — бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.
Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.
Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.
Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.
Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.
Карнация. Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.
Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.
Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий. Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.
Смуфато. Прием смягчения очертаний предметов и объектов, путем нанесения красок тонкими слоями. Этот прием придумал Леонардо Да Винчи. Благодаря такой размытости объект приобретает «воздушность».
Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.
Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.
Основная цель занятия
Основная цель – пробудить интерес малыша к более подробному рассматриванию репродукций. Он должен захотеть сам взять их в руки и начать разглядывать. Вы же в свою очередь постарайтесь сопротивляться: показали открытки и быстро убрали со словами: «В следующий раз ты их снова увидишь».
Когда малышу станет в нетерпеж, попросите его выбрать одну открытку, а остальные уберите и начните внимательно рассматривать ее, задавая акцентирующие вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делает этот человек?», «Где он находится?», «Какое у него настроение?» Ваша беседа не должна напоминать допрос: вопрос – ответ, а диалог. «Да, нарисован дом, старый дом, вон какие потемневшие от времени бревна, покрытие крыши – черепица, облетела местами. Я еще и другие домики в отдалении разглядела. Ты их видишь?»
В следующий раз вы снова раскладываете виденные ребенком открытки и предлагаете выбрать только одну открытку, чтобы подробно ее рассмотреть и поговорить о ней. Длится ваш диалог не больше пяти минут. После ваших бесед – рассматриваний должна ощущаться какая-то недосказанность, ребенок словно вовлекается в мир живописи и потом, не успев в полной мере насладиться ею, с нетерпением ожидает следующей беседы — занятия.
Если проводите три занятия в день, то два раза вы быстро тасуете открытки, произнося названия картин, а один раз рассматриваете одну выбранную ребенком картину. В общей сложности ваши «занятия по живописи» занимают от силы 5 — 10 минут в день.
Польза лепки и виды пластилинографии для детей разных возрастов
В зависимости от возраста детям необходимо давать разные задачи. В этом случае занятия пойдут на пользу и вызовут интерес в разновозрастных группах.
Для малышей
Для самых маленьких (3-4 годика), которым трудно выполнять сложные задачи, подойдет обычная лепка или прямой метод пластилинографии, когда на основу крепят готовые крупные элементы или целые фигуры.
Например, можно на картоне изобразить карандашами или фломастерами яблоню со стволом, ветками и листочками, а сами плоды сделать пластилиновыми и приделать к кроне дерева. С этой задачей маленькие детки справятся. А польза будет заключаться в следующем:
- знакомство с материалом и обучение работе с ним;
- изучение цветов;
- ознакомление с различными предметами;
- укрепление навыка работы пальчиков с мелкими деталями;
- снятие стресса, в особенности для гиперактивных детей.
Для детсадовцев средней группы
Детки постарше (4-5 лет) с удовольствием справятся с более сложными методами пластилинографии — «витражом» и «мозаикой».
Первый заключается в размазывании материала по контурам рисунка или по готовым шаблонам.
А второй — в наполнении изображения в мозаичной технике: небольшие шарики прикрепляют к основе, легонько расплющивая их.
В итоге получается красивое объемное изображение и неоспоримая польза в следующих пунктах:
- развитие фантазии благодаря более сложным заданиям;
- продолжение знакомства с разными методами этого вида рукоделия;
- обучение усидчивости, поскольку занятие требует много времени (разумеется с перерывами и согласно часовому регламенту возрасту);
- подготовка рук к работе с ручкой и карандашом.
Для ребят старших групп
Подросшим дошколятам (5-7 лет) уже можно разнообразить способы рисунков пластилином. В подготовительных группах задания дают более сложные и время на выполнение увеличивают. Ребята с легкостью справятся с работой по контуру — когда заполнять готовый сложный рисунок нужно пластилиновыми жгутами.
Для этого из разных цветов материала раскатывают аккуратные одинаковые «червячки» и наполняют работу шаг за шагом постепенно, не забывая о цветовом переходе.
Чтобы получить супертонкие и ровные жгутики, можно воспользоваться большими шприцами, в которые помещается пластилин. Пластиковый шприц нагревают вместе с содержимым в горячей воде, а затем выдавливают из него колбаски прямо на изображение. Метод требует сноровки и терпения.
Также используют в работе многослойную методику — пластилин размазывается по картону слой за слоем. Цвета смешиваются — создаются неповторимые оригинальные изображения.
Таким образом можно создать тон работы, а сверху разместить фигурки животных, растений, людей, сделанных другим способом — прямым или мозаичным. Это будет модульная пластилинография, благодаря которой создаются целые композиции. Это очень красиво.
Занятия по живописи пластилином в подготовительных группах поможет:
- подготовить пальчики к работе с прописями;
- научить терпению и сноровке в работе;
- развить творческое мышление и свободу фантазий;
- увлечь интересным видом рукоделия.
Другие виды творчества
К другим видам можно отнести приклеивание наклеек на бумагу или картон. Это занятие очень понравится даже самым маленьким. С годика ребенку можно давать пощупать клейкую сторону, так ребенок познакомится со свойствами предмета. Покажите как снимать наклейки и как клеить. Дети могут таким образом делать открытки на праздники родственникам.
Работа с объемными наклейками
- Сложите цветной картон пополам, в форме открытки
- Дайте ребенку тематические наклейки, изображение на которых зависит от праздника
- Помогите малышу отклеивать их от основы и приклеивать на картон
- Дайте фломастер, пусть подпишет внутри пожелание
- Открытка готова
Для маленьких деток от 1 года до 2 лучше брать объемные наклейки, они хорошо держат форму, не свернуться в неумелых ручках и малышу удобно с ними работать.
Поделки из природного материала благоприятно влияют на гармоничное развитие ребенка как личности. Ребенок учиться применять различные материалы, которые он может найти на прогулке. Это развивает внимательность, эрудицию, любознательность, творческое мышление, помогает узнать мир природы поближе.
Поделка из природного материала
Дидактические игры по ИЗО в младшей группе
Рассмотрим, какие занятия по изобразительному искусству можно проводить с воспитанниками 2-3 лет. Каждую представленную игру своими руками по ИЗО сделать проще простого.
Подбери к предмету цвет
Подготовьте 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырежьте предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:
- помидор – красный;
- морковка – оранжевая;
- лимон – желтый;
- яблоко – зеленое;
- цветок – синий;
- баклажан – фиолетовый.
Петушок
Нарисуйте петушка, используя 5-7 колеров. Подготовьте палитру – небольшие квадраты разных цветов, включая те, что присутствуют в расцветке птицы. Задача детей – отыскать квадраты, соответствующие окрасу петушка.
Собери узор
Составьте несложные узоры из геометрических форм и флористических элементов. Фигуры аналогичного цвета и очертаний вырежьте отдельно. Пусть дети соберут узор по образцу.
Подбери по цвету
Игра предназначена для закрепления названий основных колеров. У детей включается самоконтроль при восприятии цветов.
Возьмите коробку, в которой не меньше 10 цветных карандашей. Показывайте воспитанникам каждый карандаш по очереди, прося назвать предметы аналогичного цвета, находящиеся в помещении или за окном.
Составь картинку
Есть изобразительно-дидактические игры, что развивают сообразительность, умение концентрироваться, сравнивать, анализировать.
Найдите картинки, на которых четко изображены овощи и фрукты, разрежьте на 4-6 частей. Предложите детям восстановить изображение.
Воздушные шары
Вырежьте круги и овалы – основу воздушных шариков. Отдельно сделайте полоски – это будут ниточки для шаров. Разложите заготовки на столе. Попросите ребенка подобрать к шарикам ниточки аналогичного цвета.
Подбери блюдце к чашке
Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.
Подготовьте полотно, имитирующее магазинные полки, сделайте из картона посуду разных цветов. Расскажите детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашкам.
Необычная картина
Игра развивает фантазию у младших дошкольников.
Поставьте на стол перед каждым воспитанником широкую тарелку, насыпьте манную крупу. Объясните, что манка не только вкусная, она такая мелкая и рассыпчатая, что можно создавать с ее помощью красивые картины, рисуя пальчиком.
Подбери предметы красного цвета
Для игры подготовьте разные небольшие предметы (либо изображающие их карточки). Оденьте куклу в красное платье. Расскажите воспитанникам, что к ним пришла девочка Маша, просит помочь ей подобрать к красному наряду предметы такого же цвета. Дети по очереди берут карточки, говорят, может ли изображенный объект быть красным. Если да, кладут картинку в сумочку куклы Маши.
Особенности организации рабочего пространства для малыша
Очень важно в детской комнате организовать рабочее пространство для малыша, в котором ему будет комфортно и интересно заниматься. Правильно обустроенное рабочее место настраивает ребенка на нужный лад
Во время уроков рисования для малышей 3 лет желательно родителям находиться рядом, чтобы отвечать на возникшие у ребенка вопросы и помогать преодолевать сложности, если такие возникнут.
Для всего творческого материала — альбомов, красок, кисточек, карандашей — должно быть свое место, при этом ребенок должен иметь свободный доступ к ним. Если родители решили вешать полочки или шкафчики на стены, то рекомендуется это делать на высоте роста малыша, чтобы при желании он смог бы спокойно с них что-либо достать.
Когда учат рисовать детей 3-4 лет, то полезной деталью интерьера станет меловая доска или стена, покрытая специальной краской.
Обратите внимание! Экспозиции на стенах комнаты из работ, сделанных малышом, добавят мотивации к работе
Речь ребенка
Помимо знакомства ребенка с живописью, как одним из видов искусств, есть и другая цель, еще более важная – развитие речи. Картина не только углубляет и расширяет детское представление об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Рассматривание картин имеет несколько целей: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и речи ребенка.
В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
Как проводить занятие
Делайте все быстро. Покажите малышу первую открытку-картину, назовите ее и уберите, сразу же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Длятся занятия две–три минуты. Совместным разглядыванием репродукций можно заниматься два — три раза в день
Это великолепное времяпровождение подходит, чтобы занять внимание ребенка в очереди к врачу, магазине, транспорте.
У малыша должно сложиться впечатление, что он увидел что–то яркое, красочное и непонятное по причине того, что толком не рассмотрел.
Со временем часть открыток заменяется новыми, после того как раз пять вы их показали ребенку
Дидактические игры по ИЗО в подготовительной группе
Готовя детсадовцев к школе, важно научить их описывать картины и свои чувства от увиденного, проявлять фантазию в повседневности, быть внимательным и наблюдательным
Угадай картину
Для игры подготовьте репродукции знакомых детсадовцам картин. Описывайте словесно каждое изображение, а дети должны догадаться, о чем идет речь. Например: «В светлой комнате за столом сидит девочка в розовой кофте, у нее в руках фрукт» – это «Девочка с персиками» Валентина Серова. Или: «Медведица и трое медвежат резвятся на поваленных деревьях посреди соснового леса» – это «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.
Угадай по профилю
Подготовьте узнаваемые контурные профили сказочных персонажей: Бабы-Яги, Кащея, Конька-Горбунка, Змея Горыныча и прочих. Дети должны угадать, кто изображен.
Чем пахнет картина?
Показывайте воспитанникам репродукции живописи. Пусть представят, какие запахи почувствуют, когда вдруг окажутся внутри картины.
Как звучит картина?
Игра схожа с предыдущей, только здесь воображают не обонянием, а слухом. Пусть дети представят, какие звуки услышат, оказавшись внутри живописного полотна.
На что похожи облака?
Если погода и состояние неба позволяют, выведите группу на прогулку. Если нет, найдите красивые фотографии кучевых облаков. Предложите воспитанникам пофантазировать, на что те похожи. Подчеркните, что облака бывают разными по форме и размеру.
Что пропало?
Покажите детям несколько репродукций известных картин. Закройте какую-либо деталь на изображениях. Снова покажите картины, попросите вспомнить, какой элемент скрыт.
Портрет соседа
Игра учит правильно и корректно описывать человека.
Раздайте участникам картонные рамки. Пусть каждый, приблизив рамку к лицу соседа, попытается составить его словесный портрет.
С каких стилей начать знакомство ребенка с изобразительным искусством?
Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.
Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.
В статье «Что рассказать о картине» (ссылка на статью) приведен пример беседы/ занятия с ребенком на тему картины Винсента Ван Гога «звездная ночь»
Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.
Ренессанс (Боттичелли, Леонардо Да Винчи).
Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.
Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.
Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.
Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.
Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.
Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.
Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.
Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.
Модерн (Густав Климт, Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.
Виды монотипии
Монотипия – многогранный вид искусства. Авторы используют различные технические приемы, которые помогают наиболее точно передать идею художника.
Существует несколько критериев, которые разделяют монотипию на виды:
- Цветовое решение: монотипия бывает монохромной и полихромной. Монохромная монотипия чаще всего выполняется черной типографической или офсетной краской.
- Способ нанесения рисунка: рисунок наносится на чистую форму или путем удаления остатков краски с основы.
- Тип печатной формы: рисунок можно наносить на дерево, стекло, пластик, металл.
- Тип основы для оттиска: отпечаток рисунка можно делать на холсте, картоне, бумаге.
- Художественные материалы: для нанесения рисунка используются акварель, тушь, масло, акрил и т.д. .
Монотипия – это отличный способ развить творческие способности как для взрослых, так и для детей. Сегодня появилось несколько разновидностей данной техники изображения:
- Акватипия: картинка наносится гуашью, а после свободные от краски места закрашивают черной тушью. Далее раскрашенный лист необходимо высушить, а потом поместить в емкость с водой. Тушь в воде не растворяется, а гуашь – частично. В результате получается оригинальное размытое изображение:
- Деотипия: лист бумаги кладут на форму с краской, а сверху – тонкую кальку. На кальку наносят рисунок карандашом или любым другим предметом. В результате краска неравномерно отпечатывается на бумаге и получается интересный рисунок:
- Негативная монотипия: для ее создания используется форма с остатками краски, которая применялась в деотипии. Незакрашенные участки разрисовывают повторно и делают новый оттиск на бумаге:
- Акваграфия: нерастворимую краску в жидком виде медленно добавляют в емкость с водой. На поверхности получатся цветные пигменты, которые необходимо размешать кисточкой, создавая интересные узоры. Затем в емкость с цветной водой помещают лист бумаги, чтобы сделать отпечаток узора, и аккуратно вынимают его. Кстати, такой способ изображения рисунка появился в 15 веке. В Турции и Персии акваграфию называли эбру («искусство облаков»):
- Флоротипия: на форму наносится краска, а сверху раскладываются лепестки, цветки, листики и накрываются бумагой. После композицию помещают под пресс и на бумаге остается интересный отпечаток с силуэтами использовавшихся предметов:
- Декалькомания: цветной рисунок с бумаги под давлением переносится на тканевую поверхность, керамику или другое полотно. Эта техника чаще всего используется для печати переводного изображения:
- Кляксография: это одна из самых простых в исполнении техник создания изображения в монотипии. С ней справится любой: на центр листа бумаги наливается акварель или гуашь, а затем бумага наклоняется в разные стороны, чтобы краска растеклась по поверхности, образуя цветные потеки: [].
Не случайно монотипию относят к нетрадиционным техникам рисования. Методы создания изображения поражают своей оригинальностью и в то же время простотой. Так и хочется попробовать нарисовать что-нибудь подобное одним из вышеописанных способов. А вам?
Студия Let’s Art Space
Цена: одно занятие — от 750 Р, курс — 6000 Р без материалов, 8000 Р с материаламиКогда: курс по альтернативной печати — 8 августа, мастер-классы — постоянноГде: в онлайне; в Москве по адресу ул. Покровка, 27, стр. 1Оценить работы преподавателей и учеников: в «Инстаграме» или на сайте
Let’s Art Space предлагает три курса на выбор, за открытием наборов на курсы лучше следить в инстаграме.
«Современные техники» — курс-исследование, в котором разбирают понятия формы, цвета, композиции и динамики. Много внимания уделяется материалам. Результаты включают акварельные наброски, гуашевые картины, акриловые узоры на ткани, например на сумке.
Курс «Живописные практики» фокусируется на рисовании красками и исследует живопись через техники и философию художников 20 века: Анри Матисса, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и других.
«Альтернативная графика» — курс о графических материалах: туши, маркерах, карандашах и пастели, а также о способах создавать графику без офортного станка. Занятия знакомят с линогравюрой, техниками трафаретной печати, монотипией и диатипией. Это виды печати, при которой краска наносится напрямую на поверхность печатной формы: ткань или плоский предмет. Потом создается оттиск изображения на бумаге или ткани. Особенность такой печати — отпечаток получается в единственном экземпляре.