Нетрадиционные техники рисования для дошкольников
Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.
Монотипия — это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д..
Я считаю, что дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии:
· Первый приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.
Нарисуем солнечный закат:
Возьмем тонированный заранее лист бумаги:
Рисуем на нем верхнюю половину солнца
Можно добавить в красную краску оранжевый, желтый цвет
Сложить лист пополам
Потом можно аккуратно подправить, дорисовать детали и закат готов!
Вот некоторые варианты:
«Ваза с цветами». Такая простая и неповторимая бабочка. Монотипия «У реки»
· Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.
Нарисуем «Звездную ночь»
Красками темного (черного, зеленого, синего) цвета закрашиваем всю поверхность доски для лепки
Ватной палочкой процарапываем рисунок
Добавляем краской желтого цвета звезды и луну
Теперь листом бумаги покрываем доску, проглаживаем и аккуратно снимаем
Вот оттиски сделанные таким приемом:
Мнотипия «Ночь»
Монотипия «Натюрморт»
Это техника известна давно, но её результат никогда не может быть предсказуем. Этим и интересна она до сих пор. Удачи вам!
Виды монотипии
Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам:
- цветовому решению (моно- и полихромная);
- способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы);
- типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле);
- типу основы для оттиска (бумага, картон, холст);
- по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, акварель, тушь, акрил).
Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей. Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники:
- Деотипия. На окрашенную форму кладут лист бумаги, а сверху — тонкую кальку. Затем карандашом или любым другим инструментом на кальке выполняют рисунок. Краска с разной интенсивностью (в зависимости от силы нажатия) прилипает к нижнему краю бумаги. Получается оригинальное изображение в единственном экземпляре.
- Негативная монотипия. Основой для ее создания служит использованная после деотипии форма с остатками краски. Незакрашенные участки повторно разрисовывают и делают новый — негативный оттиск на бумаге.
- Флоротипия. Печатную форму покрывают краской, а потом на ней раскладывают листья, цветки и стебли растений. После обработки под прессом на бумаге остается оригинальный отпечаток с силуэтами использованных предметов.
- Акватипия. На листе бумаги выполняют рисунок гуашью, а затем нераскрашенные участки закрашивают черной тушью. Высохший лист с изображением помещают в емкость с водой. Гуашь в ней частично растворяется, а тушь — нет. Получается размытый оригинальный художественный образ.
- Акваграфия. Самая необычная манера из нашего списка. Жидкую нерастворимую краску разных цветов медленно добавляют в емкость с водой. Плавающие по поверхности пигменты перемешивают кисточкой, создавая разнообразные подвижные узоры. Затем в емкость аккуратно кладут лист бумаги на несколько секунд и вынимают его. Водяной узор отображается на бумаге в виде красочной картинки.
- Декалькомания. Этот способ широко используется для печати переводных картинок. Разноцветный рисунок с бумажной основы под давлением или воздействием высокой температуры переносится на ткань, картон, керамику.
Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?
Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.
Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно
Что понадобится для работы:
- Альбомная бумага или ватман
- В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев
Какие используют краски:
- Гуашевые
- Масляные
- Акриловые
- Пальчиковые
В качестве кистей подойдут:
- Ватные палочки
- Щетки
- Губки
- Кисти для рисования жесткие
- Собственные пальчики.
Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:
- Пайетки
- Глиттер (разноцветные блестки)
- Мелкие стразы и бусинки
- Яркие наклейки
- Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)
Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.
Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.
Материалы для работы
Выбор материалов для рисования методом монотипии очень широк, он ограничен только вашей фантазией.
Вам понадобятся:
Плотная бумага, картон, пластик, плитка, стекло или металлическая пластина. Главное, чтобы материал не пропускал влагу.
Краски для детей – гуашь, пальчиковые краски, акварель
Обращайте внимание на безопасность и срок годности.
Инструменты – кисти разной степени жесткости, ватные палочки, валики, тампоны из поролона. Неплохой инструмент – руки юного художника.
Материалы для картины – бумага, фанера, картон, плотная ткань.
Создать отпечаток можно просто руками или использовать подручные материалы – валики, скалки.
Как сделать монотипию
Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.
1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.
2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.
Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток. Посмотреть удивительную сказочную монотипию со множеством интересных деталей, сделанную этим способом, можно в блоге «Творим вместе с детьми».
Необычность монотипии в ее непредсказуемости, которая и вносит в это занятие ощущение ожидания чуда! Эта техника «простой живописи» (т.е. простейшего способа рисования), мне достаточно часто встречалась среди нетрадиционных способов рисования, предлагаемых детям, начиная с младшего дошкольного возраста.
Но я отнеслась к нему как-то равнодушно и даже не представляла, что это занятие настолько понравится Рите и увлечет ее!
Мы с Ритой вначале рисовали на прозрачной пленке (ее еще называют файлом или мультифорой) и делали с нее отпечатки на бумагу. Вернее, вначале один рисунок с отпечатком сделала я – показала Рите, как это делается (этот рисунок я фотографировать не стала — все-таки задание для детей), после этого все изображения она делала сама.
Монотипия «Пейзаж», в которой Рита дорисовала необходимые детали, и монотипия «Извержение вулкана», в которой дорисовка не требовалась.
На части отпечатка с пятнами, который Рита делала просто так, без особого сюжета, в одном пятне она разглядела волка, которого мы с ней обвели по контуру. Язык ему Рита перекрасила из зеленого в красный, соседние зеленые пятна стали деревьями, лишнее мы обрезали. Получилась монотипия «Волк в лесу».
Специально для меня Рита рисовала на пленке цветы в вазе. Полученый отпечаток я помогла ей обвести, вот что получилось.
А затем Рита рисовала бабочек на половинках согнутых листочков бумаги.
Мы их вырезали и приклеили на рисунок с цветами. Получилось сочетание сразу 3-х техник: рисунок фломастером, монотипия и аппликация.
Всего доброго! Только для читателей сайта «MORE творческих идей для детей» (https://moreidey.ru). Юлия Шерстюк
Всего доброго! Буду рада Вашим комментариям!
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
Техника нетрадиционного рисования Штампы
Тоже довольно популярная техника для раннего возраста. Вам потребуется любой предмет, который не жалко и гуашь или любая другая краска (но акварельную лучше все же не брать). Техника простая – макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.
Штампы можно изготовить из яблока, картофеля, пробок от вина, ниток, шишек, скорлупок и многих других материалов. Проще всего это сделать из картофеля , если у вас найдутся металлические формы для вырезания печенья. Просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.
Можно сделать еще проще. Возьмите маленькую коробочку, губку или пробку приклейте различные материалы к боковой поверхности или обмотайте нитками в хаотичном порядке.
Интерес вызывают и валики с рисунком. Они продаются в строительных магазинах и магазинах для творчества.
Особый восторг вызывают отпечатки листьев. Выберите листья различной формы, покрасьте их краской и прижмите к бумаге. На бумаге хорошо отпечатается вся текстура листа.
Что такое монотипия?
Монотипия (Monotype)— это графическая техника рисования, название которой в переводе означает — «один отпечаток». При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.
После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.
Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.
Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!
Направления развития монотипии.
Настала очередь рассказать об основных стилистических направлениях в монотипии.
Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия».
Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите
краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее
сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный
оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы
будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие
художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ,
пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное
в монотипии.
Второй способ.
Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху
бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В
этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ
позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать
нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные
произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед
печатью смачивают водой!
Третий способ.
Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне.
Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не
очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя
различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков,
и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные
вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная
техника.
Четвертый способ.
Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления
невозможны.
Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность
листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски,
выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем.
Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение
на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого
карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая,
опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать
то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки
— все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.
Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге,
аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать
и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.
Пятый способ.
Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных
баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете
кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете
краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее
начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот
неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.
Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а
потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала
один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные
живописные сочетания как в калейдоскопе.
Ну и шестой способ — смешанная техника.
Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими
материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты
и так далее………
Монотипия в психологии
Наиболее известные примеры использования монотипии в психологии – это пятна Роршаха. Многие слышали о психологическом тесте, который позволяет исследовать личность. В 1921 году психиатр из Швейцарии Герман Роршах создал десять черно-белых и цветных монотипий. Человеку предлагают взглянуть на них и описать, что же они видят на картинке. Каждый человек интерпретирует картинки по-своему. В данном тесте не существует неправильных ответов, однако психолог, отталкиваясь от описаний испытуемого, может четко представить особенности его психического и эмоционального состояния.
Ассоциации, которые возникают у пациента, могут рассказать о его фобиях, которые создают неразрешимые внутриличностные конфликты, и глубоко скрытых желаниях.
Рисование по монотипной методике в детском саду
Важно! При использовании монотипического рисования у детей получаются рисунки, каждый из которых является уникальным. Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка
Эти уроки могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка.
Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Вот несколько таких примеров:
- воздушные шарики;
- кубики;
- рыбки;
- флажки.
Обычно малышам предлагают использовать сложенный вдвое лист бумаги. Сначала выполняют рисунок на одной стороне, затем складывают вдвое. Нарисованное изображение отпечатывается на другой стороне.
На заметку! Иногда рисунок наносят таким образом, чтобы он касался линии сгиба. После складывания страницы получается симметричное изображение.
Если ребенку трудно сделать рисунок, ему можно приготовить шаблон для этого.
В старшем возрасте малышам предлагают нарисовать более сложные рисунки. Для творчества используются акварельные краски или гуашь. Первые из них нельзя разводить слишком сильно. В некоторых ДОУ занятия по рисованию проводятся с использованием акриловых красок. Однако в этом случае нужно учитывать, что они быстро высыхают и их невозможно смыть, если есть желание откорректировать рисунок.
Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах
Для проведения занятий в садике по созданию изображений можно использовать следующие материалы:
- листы плотной бумаги или толстая глянцевая бумага;
- при занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать пленку;
- для рисования подходит пластмассовая доска;
- стекло;
- можно использовать кафельную плитку.
Возможны также другие варианты выполнения работы.
Особенности подготовительного этапа
Монотипия (техника рисования для детей) широко используется в детских садах на занятиях по изобразительному искусству. Дошкольники учатся навыкам реализации поставленных педагогом задач, а затем приступают к самостоятельным работам.
Подготовительный этап каждого занятия особенно важен для тех, кто только начинает осваивать эту технику. Сначала необходимо выяснить, к какому виду техники будет принадлежать рисунок. Важным этапом становится объяснение ребенку принципа построения его деятельности.
Тем, кто затрудняется самостоятельно создавать изображения на бумаге, на начальном этапе предлагают использовать специальные трафареты. Этот прием помогает детям обрести уверенность в собственных силах и приступить к реализации собственных творческих планов.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:
1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.
2. Краски:
- Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
- Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
- Масляные краски – лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
- Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.
Материалы для работы
При подготовке к занятиям следует правильно подбирать материалы. Для работы новичкам рекомендуют пользоваться гуашью. Те дети, которые освоили первоначальные навыки, могут легко воспроизводить оттиски с помощью акварельных красок, меняя насыщенность и густоту.
При подготовке к занятию следует учитывать, что детям необходимо предлагать в качестве основных сценариев изображение хорошо знакомых предметов
Важно учитывать форму изображаемых предметов, цветовую гамму, а также контролировать процесс нанесения ребенком краски на бумагу
Техника создания рисунка предполагает использование специальных материалов:
- Основа. В качестве основы рекомендуют использовать плотную бумагу, которая не пропитывается нанесенными красками. Для этого хорошо подходит картон или бумага для черчения. При применении приемов альтернативного типа рекомендуют использовать металлические или стеклянные поверхности, пластиковые доски для занятий лепкой, различные плитки с необычной фактурой.
- Краски. Для детей рекомендуют подбирать комплект гуаши 6 или 10 цветов, пальчиковые краски или акварельные краски.
- Принадлежности для рисования. Для создания контуров, узоров, различных оттисков используют кисти разной степени жесткости, ватные палочки, зубочистки, печатки, резиновые трубочки.
- Вспомогательные материалы. В качестве основы для картины, на которую переносят полученные изображения, используют фанеру, различные виды картона, плотную фактурную ткань.
Материалы и инструменты для рисования
Для рисования по принципу монотипия можно использовать разные материалы и инструменты.
В типичный набор входит следующее:
- Плотная вспомогательная основа, не пропускающая влагу, (плотная бумага или картон, безопасный кусок стекла, пластика, металла, керамики);
- Простые краски (гуашь, акварель, пальчиковые);
- Кисти, ватные палочки, валики или просто руки автора;
- Основная поверхность для картины (плотная бумага или ткань, фанера, картон).
Работают на ровной поверхности, которая позволит без труда перенести изображение с одной основы на другую. Оттиск выполняют голыми руками или с использованием дополнительных инструментов в виде валиков, скалок.
Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы
Бабочка — один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).
Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»
Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.
Фотогалерея «Рыбки»
С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение — это работа «Волшебный цветок».
Фотогалерея «Цветы»
Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией — это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией — это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» — поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему — «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».
Фотогалерея «Пейзажные композиции»
представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.
Фотогалерея «Фантазийные мотивы»
В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян — обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.
Фотогалерея «Космос»
Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия — действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.
Особенности подготовительного этапа
Монотипия (техника рисования для детей) широко используется в детских садах на занятиях по изобразительному искусству. Дошкольники учатся навыкам реализации поставленных педагогом задач, а затем приступают к самостоятельным работам.
Подготовительный этап каждого занятия особенно важен для тех, кто только начинает осваивать эту технику. Сначала необходимо выяснить, к какому виду техники будет принадлежать рисунок. Важным этапом становится объяснение ребенку принципа построения его деятельности.
Тем, кто затрудняется самостоятельно создавать изображения на бумаге, на начальном этапе предлагают использовать специальные трафареты. Этот прием помогает детям обрести уверенность в собственных силах и приступить к реализации собственных творческих планов.
Приемы монотипии
Рисование с использованием рассматриваемого способа имеет длительную историю. За это время возникло несколько различных техник работы.
Монотипия предметная
В качестве наиболее простого приема может быть использован следующий:
- Рисунок выполняется на листе бумаги.
- Его складывают пополам, образуя линию сгиба.
- На одной из половинок рисуют красками половину простого предмета, например, кубика.
- Затем бумагу складывают, создавая цельную картинку.
Монотипия пейзажная
Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.
Зимний пейзаж
Другие техники монотипии
Для выполнения следующего приема необходимо уже обладать начальными навыками. В этом случае используется пластмассовый лист. На него наносится темная краска. Пока она сохраняет свою влажность, ребенок водит по ней ватной палочкой. Затем прикладывают лист бумаги и получают рисунок, нарисованный светлой краской на темном фоне.
Малыш осваивает новую технику рисования
Может применяться другая техника, когда рисунок выполняют, нанося кисточкой темную краску на светлую поверхность.
На заметку! Может использоваться еще один предметный прием. В этом случае лист бумаги сминают перед тем, как на нем рисовать. В результате в полученный отпечаток будут внесены новые особенности, позволяющие увидеть изображение более фактурным.
Есть нестандартный вариант применения этой техники. Здесь презентацию создают в два этапа:
- Сначала делают фоновое изображение на листе бумаги.
- После того, как краска высохнет, на ней ребенок дорисовывает рисунок.
Выполняется работа таким образом:
- Нужно приготовить тазик с водой, льняное масло, масляную краску, растворитель для нее и кисточку, которой будет проводиться размешивание. Необходимы емкости, в которых будет смешиваться краска.
- Для каждого нужного цвета эту процедуру проводят отдельно. В баночку наливают немного краски, добавляют растворитель и льняное масло. Затем эту смесь необходимо тщательно размешать.
- Из баночек смеси выливают в тазик с водой. Благодаря льняному маслу краски остаются плавать
- Кисточкой аккуратно перемешивают жидкость.
- Затем лист бумаги помещают под воду и медленно поднимают. С него стекает краска, оставляя красивые и неожиданные фигуры.
- Затем нужно подождать, пока бумага просохнет.
На заметку! На листе будут видны разноцветные разводы, которые образуют необычные узоры или фантастические фигуры. Ребенок может доработать рисунок по своему усмотрению.