Настольный фланелеграф из фетра
Своими руками можно сделать прекрасную, обучающую правилам дорожного движения, игру. Из черного листа вырезают фон, из голубого фетра делают дорогу с перекрестками и мелкие полоски желтого цвета для выполнения разметки.
Отдельно шьют детали игры — это многоэтажные дома, разные автомобили, деревья, пешеходы. Можно вырезать дорожные знаки и светофор. И фланелеграф, и шаблоны своими руками выполнить просто. Справится любой опытный воспитатель. Основная цель данной игры — это научить детей правилам поведения на дороге, умению переходить через улицу в положенном месте и знать основные дорожные знаки.
Видеоматериалы по теме
Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.
Видео: как сделать фланелеграф
Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.
Учим геометрические фигуры
Для изучения геометрических фигур необходим набор плоских и объемных фигур, согласно возрастной группе дошкольников. На каждом занятии воспитатель проводит 1-2 дидактические игры на закрепление материала. Для игры «Из каких фигур сделана картинка?» педагог делает аппликацию из фигур разного цвета, создавая предметное изображение.
Например, кот состоит из овального туловища, круглой головы, ушей-треугольников, медальона-ромба. Для игры «Подбери по цвету» готовят наборы изученных фигур разных цветов. Перед началом игры воспитатель перемешивает на столе все предметы, и дети собирают ряд желтых, зеленых, синий, розовых и др. фигур по цветам. Закрепляются при этом названия фигур и знание основных цветов и оттенков.
Ознакомление с природой
Воспитатель, планируя занятие, заранее продумывает, какой демонстрационный материал понадобится для усвоения данной темы, ищет в интернете необходимые изображения и отпечатывает нужный элемент. Например, при изучении весенних цветов на занятии можно показать слайды по телевизору или компьютеру с фотографиями, распечатать или нарисовать строение растения: корень, стебель, листья, цветок, плод.
Интерес у детей вызовет проведение игры «Собери растение». К примеру, картинка тюльпана разрезается на несколько частей, и ребенок собирает растение в правильном порядке, по ходу повторяя его составные части.
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения
Википедия
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё
Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников
Как сделать фланелеграф своими руками
Лист ДВП или толстого картона обтянуть ворсистой тканью, желательно однотонной (фланель, флис, драп) так, чтобы ее потом можно было снимать для стирки. Для прочности лучше даже толстый картон склеить в 2-3 слоя.
Прислонить под углом к стене, спинке дивана или стула — и можно играть или заниматься.
Когда я только знакомилась с этим замечательным пособием, то встречала в интернете рекомендации использовать для основы также фанеру или ДСП. По моему мнению, фланелеграф из них получается тяжелый, особенно если сделать его большого размера. И т.к. он стоит под углом, то может возникнуть травмоопасная ситуация, если он съедет или случайно упадет на стоящего перед ним ребенка.
Поэтому вариант из картона или ДВП мне нравится больше, и убирать его после игры легче. Очень удобно, что при хранении он не занимает много места.
Сейчас у нас с дочкой фланелеграф, сделанный из обтянутой фланелью почти плоской картонной коробки из-под зеркала, размер коробки 50х65 см. Можно сделать его больше или меньше. Имеющегося отреза однотонной фланели не хватило, а вот так и не пригодившаяся дочке в детстве клетчатая пеленка оказалась в самый раз.
Если сделать фланелеграф небольшим и складным, примерно с лист офисной бумаги А4, то его удобно использовать как дорожный вариант, чтобы брать с собой в поездки.
У нас с дочкой есть оба варианта.
Фланелеграф: зачем он нужен и как его сделать –
Без фланелеграфа не обойтись, если родители хотят заниматься с малышами дидактическими и развивающими играми в домашних условиях, не посещая детские клубы и центры. Это устройство реально сделать своими руками, а как ― рассмотрим далее.
Фланелеграф ― это …
Обтянутый фланелевой (ковролином, флисом ― как варианты) тканью лист картона или фанеры представляет собой так называемый фланелеграф. В зависимости от типа подставки, устройство бывает напольным, по типу мольберта, либо настольным как планшет
Важно, чтобы поверхность фланелеграфа располагалась к занимающимся детям под небольшим углом
На плоскость фланелеграфа во время занятий помещаются фигурки, картинки, которые фиксируются на тканевой поверхности липучей лентой или реже двусторонним скотчем ― что есть под рукой.
В каком возрасте нужно заниматься на фланелеграфе
Устройство послужит не один десяток лет, оно подходит для занятий с детьми от года и старше, а использовать его для развития ребенка можно вплоть до поступления его в 1 класс.
Такой большой срок эксплуатации связан с тем, что фланелеграф по своей сути универсальная доска для многих видов игр, занятий и даже кукольных настольных спектаклей.
Для поделки понадобятся следующие материалы
Список:
- лист фанеры, картона или альтернативные материалы подходящего размера (возможно сделать несколько вариантов с разной площадью листа);
- ткань;
- застежка типа «молния»;
- нитка, игла, ножницы (если есть ― швейная машинка).
Такни понадобится столько, чтобы обернуть ею одну поверхность листа полностью, сделав загибы на другой край. Получится нечто вроде съемного чехла на фанерный лист. Либо как вариант сделайте целый двусторонний чехол с одной стороной, застегивающейся на «молнию».
Фигурки и картинки для занятий
Традиционно современные родители «добывают» картинки для разных игр и занятий, скачивая изображения в сети Интернет. Советуем этот способ как самый удобный: выбор материала огромный, хлопот по реализации практически никаких ― нашли, распечатали, вырезали.
На оборотной стороне каждой фигурки необходимо наклеить небольшой кусочек материала, который был использован на самом фланелеграфе ― так обеспечивается надежное сцепление между поверхностями листа и фигурками, не препятствующее их простому снятию с фланелеграфа.
Совет бывалых родителей: чтобы картинки служили дольше, перед тем как вырезать рисунок с листа, сделайте импровизационную ламинацию поверхности бумаги, наклеив на нее прозрачный скотч.
Как заниматься с фланелеграфом
Для каждого занятия должны быть подготовлены свои фигурки. Например, для математики это будут геометрические фигуры и цифры, для русского языка или чтения ― буквы, для занятий по логике ― тематические подборки разных фигур.
Какие знания родители собираются развивать в детях, такой материал и необходимо готовить для занятий.
Так для первого занятий обязательно приготовьте фигурки из какой-нибудь простой сказки, например, «Колобок», «Курочка ряба», «Репка». Чтобы дети не связывали фланелеграф только занятиями, но и ассоциировали его с играми.
Игра «Составь картину»
Одним из интереснейших развивающих занятий может стать игра «Составь картину». Подготовьте много тематических фигурок, которые можно было бы разложить на фланелеграфе вместе так, чтобы получился логичный сюжет.
Например, это может быть дом со двором, садом, дорожкой, идущей мимо в лес, солнышком и облаками. От ребенка требуется составить картину так, чтобы объекты были каждый на своем месте.
Подготовив несколько тематических подборок, можно увлечь детей надолго занятиями, которые они будут воспринимать как игры.
Игра «Кукольный театр»
Совместно с ребенком можно готовить спектакли, разыгрываемые на фланелеграфе. Причем ребенок может участвовать на любом этапе, в том числе в подготовке.
Доверьте ему подобрать в Сети подходящие картинки главных персонажей, возможно, малыш сможет аккуратно вырезать фигуры будущих кукол. В качестве сценария можно взять любимую сказку или написать свои действия и сцены.
Так реально развивать чувство прекрасного в ребенке.
Заключение
Заведя фланелеграф и регулярно занимаясь на нем с детьми, родители через небольшой промежуток времени отметят, как у малышей развивается логическое мышление, мелка моторика пальцев и рук, речь, пополняется словарный запас. Вся семья сможет проводить вечера весело и продуктивно с точки зрения развития ребенка.
«Паровозик»
Разработайте это наглядное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Старшая группа малышей активно будет изучать его на своих занятиях. Находиться пособие должно на видном месте, чтобы дети в любой момент могли к нему подойти, рассмотреть, потрогать, поиграть. «Пассажиры» паровозика меняются каждую неделю. Все зависит от того, какую тему дети изучают. Это могут быть звери, овощи, фрукты, предметы, профессии и т. д.
Пособие позволит закрепить материал, развить любознательность малышей, обогатит их словарный запас, разнообразит игры, поможет развить мышление, будет незаменимым в тренировке памяти, логики.
Рассмотрим ход работы с дидактическим пособием на примере.
Сажаем в вагончики паровозика фрукты и один овощ
Задаем детям вопрос: «Что лишнее?»
Малыши должны назвать фрукты-«пассажиры» и обобщить их одним словом.
«Что исчезло?» Игра развивает внимание. Малыш отворачивается, воспитатель убирает один фрукт, ребенок называет его.
Ориентация в пространстве
Спрашиваем у ребенка, какой фрукт едет за грушей, а какой перед бананом, позади яблока, между апельсином и киви.
«Математика». Необходимо назвать «пассажира» второго вагона, последнего, первого. Посадить яблоко в пятый, а сливу в седьмой. Назвать, сколько всего вагонов.
Воспитатель описывает какой-либо фрукт, не называя его. Ребенок отгадывает. Потом наоборот.
«Какой сок можно сделать из яблока?» Учимся образовывать прилагательные.
Изучаем цвета. Воспитатель просит ребенка в вагончик посадить исключительно красные фрукты.
Дидактика – наука об обучении
Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.
Кроме того, ребенка проще уговорить на повторение той же игры, чем на повторение тех же уроков. А повторение, как известно, мать учения.
Такие развивающие игры называются дидактическими. Дидактика – это наука, изучающая сам познавательный и обучающий процесс.
Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками. Вместе.
Основные виды дидактического материала в ДОУ
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения
Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:
Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников
Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников
Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие
Дидактические игры и пособия для занятий своими руками
Оксана Столь
Дидактические игры и пособия для занятий своими руками
Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста
Эти игры были сделаны для итогового занятия по математике с элементами ПДД
Дорожные знаки, которые необходимы для занятия, изготовлены из цветной бумаги и картона, для удобства сзади у пособий сделана картонная подставка.
1. «Графический диктант»
Задание: начинаем движение от точки
1 кл. – по диагонали вправо вверх
1 кл. – вниз по диагонали
2 кл. – полукруг влево
«Движение легковых автомобилей»
-Покажите мне прямой угол (дети с помощью рук показывают прямой угол)
-Покажите мне угол меньше прямого угла (дети показывают и называют острый)
-Покажите мне угол больше прямого (тупой)
Показываю схематический образец машины
И наша машина имеет много углов
Задание: обозначить синим цветом – прямые углы на машине; красным – острые; зеленым – тупые. Дети по желанию выходят к доске отмечают, называют и считают углы
3. «Математические загадки»
1. Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж. Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Сколько предметов сдавала дама в багаж?
2. Семь весёлых поросят у корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться, сколько свинок у корытца? (а как вы узнали? Дети отвечают: 7-2= 5)
3. Пять цветочков у Наташи и ещё ей три дал Саша.
Кто тут сможет посчитать? Сколько будет три и пять (дети отвечают: 3+5=
4. Стоит дуб. На дубе висят два больших и три маленьких яблока. Сколько всего фруктов растет на дубе? (ни одного)
1. Назови соседей числа 15
2. Назови число следующее за числом 10
3. Назови число предыдущее числу 17
Игра «Эмоции человека»
Такую игру можно сделать и для домашнего фланелеграфа, и для воспитанников детского сада. Основная картинка представляет собой изображение головы человека. Отдельно располагаются рот, глаза и брови, причем в нескольких вариантах исполнения. Каждой эмоции соответствует определенное выражение лица человека. Если персонаж хмурится, то брови сдвигают и наклоняют вниз, глаза сужаются, а рот сжимается.
Во время улыбки лицо преображается иначе. Губы растягиваются, немного выглядывают зубы, брови находятся на своем обычном месте, а глаза раскрыты полностью. Так можно передать страх и недоумение, грусть и радость. Можно со старшими детьми поиграть в полицию, составить фоторобот преступника.
Применение для фланелеграфа можно найти в театральной деятельности и конструировании, на занятиях по ознакомлению с природой и окружающей действительностью, развитию речи и во время индивидуальной работы. Это удобное приспособление и для учебного процесса, и для игровой деятельности.
«Дидактический материал для детского сада своими руками» презентация
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Известный физиолог И. П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Руки- это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.
Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.
Поэтому в группе необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
Предлагаю вам познакомиться с пособиями, которые я использую в своей работе.
Развивающие игры для детей группы раннего возраста в детском саду
Игры на фланелеграфе для младших дошкольников
Игра «Посадил дед репку».
Цель: развивать речь, слуховое восприятие, умение соотносить вербальную и визуальную информации.
Игровой материал и наглядные пособия: фланелеграф, персонажи сказки «Репка».
Описание: рассказывая сказку, предложить ребенку разместить фигурки на доске в соответствии с развитием сюжета. Убрав изображения, задать ребенку вопросы по тексту, предложив ему выставить на фланелеграф того героя сказки, о котором спрашивают. Например: «Что выросло большое-пребольшое? Кого позвал дед? Кого позвала бабка?» Усложняя задание, спросить о персонажах не по мере их появления: «Кого позвала кошка Машка? А кого позвала внучка?»
Игра «Выбери ягоду».
Цель: развивать навыки классификации, цветового восприятия.
Игровой материал и наглядные пособия: фигурки ягод (малины, вишни, клубники), вырезанные из картона, фланелеграф.
Описание: смешать все ягоды, предложить ребенку разместить их на фланелеграфе отдельными группами.
Игра «Верх — низ».
Цель: развивать внимание, правильное употребление предлогов «на» и «под». Игровой материал и наглядные пособия: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: дерево, птица, солнце, цветок, еж
Игровой материал и наглядные пособия: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: дерево, птица, солнце, цветок, еж.
Описание: предложить ребенку составить картинку на фланелеграфе, комментируя: «Птицу надо посадить на дерево, а ежа — под дерево. Солнышко у нас на небе, значит, его надо прикрепить наверху, а цветок — на земле, значит, внизу, под солнцем».
Игра «Курочки — направо, зайчики — налево».
Цели: развивать навыки классификации; познакомить с понятиями «право — лево».
Игровой материал и наглядные пособия: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: 5 зайчиков, 5 курочек.
Описание: в хаотичном порядке разместить на фланелеграфе фигурки зайчиков и курочек. Справа поставить дерево, объяснить ребенку, что здесь живут зайчики, а слева — дом, сюда надо собрать курочек. «Курочки и зайчики поиграли, теперь надо помочь им добраться до дома. Зайцы живут в лесу, он справа от тебя. А дом курочек — слева». Во время игры повторять: «Зайчики — направо, курочки — налево».
Игра «Собери мишку».
Цель: развивать внимание, мелкую моторику, образное мышление. Игровой материал и наглядные пособия: отдельные изображения частей тела игрушки-медвежонка
Игровой материал и наглядные пособия: отдельные изображения частей тела игрушки-медвежонка.
Описание: рассказать ребенку сказку о том, как мальчику Ване подарили на день рождения красивого плюшевого медвежонка. «Ваня очень любил свою игрушку. Он клал медвежонка с собой в постель, кормил его, придумывал ему сказки. Но однажды, играя, мальчик нечаянно уронил мишку, и тот развалился. Давай поможем Ване собрать его любимую игрушку». Показать ребенку детали медвежонка, предложить собрать его фигурку на фланелеграфе. Помочь ребенку, спрашивая: «Где должна быть голова мишки? Правильно, наверху. А куда ты положишь лапку? Да, одна лапка — на туловище справа, другая — слева». И т. д.
Фланелеграф — наглядное пособие для дошколят
Изготовленный однажды, фланелеграф прослужит вашему ребенку до самой школы. Особенного внимания это наглядное пособие заслуживает от родителей, чьи малыши не посещают детский сад. Популярность фланелеграфа объясняется не только его простотой и дешевизной.
С помощью картинок разной тематики можно организовывать развивающие занятия с детьми от полугода и примерно до шести лет. Так, самые первые игры нацелены на различение цвета и формы. Чуть позже дается представление о величине и соотношении предметов относительно друг друга. Удобно группировать изображения по общему признаку (все большие, все круглые, все имеющие колеса), искать лишнее в ряду — к примеру, канцелярскую принадлежность среди пищевых продуктов или домашнее животное в череде диких зверей.
На фланелеграфе удобно воспроизводить последовательность событий из детских сказок, создавать различные пейзажи: лесной, пустынный, городской. Картинки не соскальзывают с доски за счет шероховатой поверхности фланели, ведь на их обратную сторону также наклеен этот материал. Дополнительного крепежа (липучек, булавок) не требуется. Практично и безопасно!
1. Для самостоятельного изготовления нужны маленькие гвоздики со шляпками, отрез однотонной фланели светлого оттенка, ДСП любого удобного размера толщиной 1,5 — 2 см, молоток, могут понадобиться пассатижи.
2. Если углы будущего фланелеграфа острые, их желательно сточить. При наличии доски с обработанными углами и ребрами сразу приступаем к креплению ткани (предварительно отутюженной).
3. Материал лучше подвернуть кромкой внутрь: так эстетичней смотрится и исключается осыпание нити.
4. Готовое пособие приставляется к стене или мебели под минимальным углом. Даже с почти отвесной поверхности картинки падать не будут.
5. Иллюстрации, выполненные на тонкой бумаге, приклеивают сначала на картон, а затем на фланель. Сложные сюжетные картинки можно обработать клеем ПВА, потом прижать к ткани, высушить под прессом, после этого вырезать.
6. Крупные и яркие изображения с прорисованным контуром отыскиваются в книжках, ориентированных на деток до двух-трех лет. Желаем вашей семье увлекательных игр! И берегите фланелеграф от домашних пушистиков, которые точат свои коготки где попало.
Предварительный просмотр:
с использованием фланелеграфа для развития речи младших дошкольников
«Расскажу вам без труда — это осень, вот весна, это лето и зима»
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Данное пособие способствует формированию у детей элементарных представлений о времени года, сезонных изменениях, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Его можно использовать в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя с детьми. Является многофункциональным, активизирует деятельность детей, индивидуализирует обучение.
Активизация познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
способствовать уточнению и расширению представлений младших дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе;
активизировать речевую деятельность и обогащать словарь ребенка;
учить детей самостоятельно составлять соответствующий времени года сюжет;
развивать психические процессы (мышление, память, внимание);
воспитывать бережное отношение к природе.
Пособие включает в себя:
- фланелеграф;
- четыре цветные сюжетные картинки по теме;
- четыре конверта с набором тематических деталей с признаками и приметами времени года, которые крепятся при помощи липучек;
- часы «Времена года»;
- часы «Погода»;
- подборку загадок о временах года и сезонных явлениях.
Рекомендуется для организации деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.
Варианты деятельности с пособием:
Рассматривание картинок-образцов с называнием времени года, примет и признаков времени года.
«Выложи картинку». Ребенок сам может выложить картинку, соответствующую определенному времени года, расположив детали по своему замыслу, и составить по этой картинке небольшой рассказ при помощи воспитателя
Это повышает его заинтересованность в выполнении задания, стимулирует речевую активность и произвольное внимание.
«Чего не стало?» Воспитатель убирает какую-нибудь существенную деталь картины, а ребенок называет исчезнувший предмет.
«Определи какая погода».
«Что изменилось?» Воспитатель меняет местами какие-нибудь существенные детали картины, а ребенок говорит, что изменилось. При выполнении задания ребенок не должен видеть манипуляций воспитателя.
«Что не правильно?»
Воспитатель составляет из деталей игры различные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на фланелеграфе (например: летом идет снег, грибы растут на дереве, и т. д.).
«Кто, где?» (на дереве и вокруг располагаются предметы, животные. Детям предлагается определить, где находится предмет вверху или внизу, на или под деревом и т.д.)
«Отгадай загадку и найди отгадку». В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи — все это способствует развитию мышления, памяти, внимания.